Соловецкий листок

Прокопий (Пащенко), иером. По поводу тяги к сладкому и – аномальных скачков в отношении пищи вообще

26 апреля 2024 г.

Чрезвычайная тяга к пище. Навыки, привычки, страсти.

Многим знакомо чувство, когда хочется сладкого до дрожи, все мысли только о сладком. Взрослый человек может вставать ночью, прячась от всех, поедать сладкое, потому что ему за это стыдно. Такое можно сказать и про другие роды пищи.

У всего есть навык. Навык – это устойчивая реакция организма, механизм действий. Есть святоотеческая концепция формирования страсти (здесь страсть и навык – практически тождественные понятия, только навык может быть и положительным, приводить к развитию, а может приводить и к разрушению – в случае, если это навык страсти).

Как это происходит? Сначала приходит мысль о сладком, человек думает об этом, ум перемешивается с образами конфет и пирожных, рождается чувство, тяга, загорается сердце, и человек влечётся действием к поеданию пирожных. Если эта цепочка повторяется какое-то количество раз, формируется страсть. Когда формируется страсть – этап борьбы, раздумий опускается. Первоначально цепочка может развиваться в течение длительного времени, человек колеблется, борется, думает: стоит или не стоит? В какой-то момент внутренние бастионы падают, с каждым разом – всё быстрее, и со временем эта цепочка проматывается за доли секунды: человек только подумал о пирожном – и тут же кидается на него.

Когда мы сталкиваемся с какими-либо страстями, полезно узнать, как формируются навыки, и как бороться со страстями. Вопрос формирования страстей великолепно раскрыл прп. Авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения». Он представил этот процесс в очень простых образах, предоставив нам некую базу. Хотя, возможно, книга будет понята не с первого раза. Поначалу может показаться, что наставления настолько простые, что не стоит в это даже вникать. Но если сопоставить его мысли с данными современной нейробиологии и аддиктологии, и в частности, с книгой профессора Марка Льюиса «Биология желаний: зависимость не болезнь», – то можно увидеть, что всё это уже было описано в творениях прп. Аввы Дорофея (и других святых отцов).

В одной из глав святой размышляет о влечении к еде. Он разделяет два вида влечения: одно влечение – к объёму, когда люди поглощают большое количество горячей вязкой пищи, чтобы чувствовать внутри себя заполненность. Другое влечение – когда человеку не важно чувствовать заполненность, а главное – чтобы пища была вкусной, и он, наслаждаясь, держит её подольше во рту.

Механизм борьбы с чревоугодием по прп. Авве Дорофею и Ухтомскому

В качестве выхода прп. Авва Дорофей советует определить меру того, что мы съедаем. Это произойдёт не за раз, а в течение какого-то времени. Мы берём некую меру и смотрим, как наш организм и наша совесть реагируют на такое количество еды или даже сладкого. Если мы чувствуем, что нам этого не хватает, – то прибавляем. Если чувствуем, что перебрали лишнего, – убавляем. В течение какого-то времени, избавляясь от иллюзий, мы находим меру.

В момент действия страсти, страсть может нас обманывать. Здесь можно обратиться к принципу доминанты, о котором писал академик Ухтомский. Этот принцип хорошо ложится на то, что святые отцы писали о страстях. Доминанта является стойким очагом возбуждения в коре головного мозга, который в момент возбуждения притягивает к себе импульсы, одновременно подавляя прочие отделы коры и настраивая работу всех систем организма в некоем едином марше. Картина мира рисуется на определённом колорите, который определяется той самой доминантой.

Иными словами, человек, начавший есть, испытывает активацию очага возбуждения, страсти. А страсть в данном случае является выработанным типом реагирования на реальность. Если на столе есть еда – всю её надо съесть.

Когда возникают мысли есть или не есть дальше, когда человек уже насытился, – эти импульсы интерпретируются в соответствии с текущей доминантой. У человека возникают ложные мысли: «Если я сейчас не поем – я ослабею, не смогу работать», – при этом чрево человека уже разламывается от обилия съеденного. Возникают ложные убеждения, что ему мало.

Прп. Иоанн Лествичник говорил: чревоугодие характеризуется тем, что, даже когда чрево расседается от излишества, чревоугодие кричит человеку: «Мало! Мало! Алчу!»

Когда действие этого очага нивелируется – человек выходит из аномального возбуждения, он не может пошевелиться от того, что объелся, и тут понимает, насколько бредовыми были те убеждения, которыми он только что руководствовался. Но в следующий раз в момент возбуждения он поддаётся тем же самым убеждениям: в момент активации доминанты они кажутся логичными.

В поиске меры очень помогает ведение дневника, пример чего мы видим в опубликованных дневниках прав. Иоанна Кронштадтского. Там он записывает: съел столько-то яиц вечером, потом было не очень хорошо. И тому подобное. Не надо вести многотомные тетради. Достаточно фиксировать, сколько было съедено, и как ты себя потом чувствовал. Постепенно мы можем освободиться от иллюзий.

Исповедь. Действие инфернальных сил

Когда к прп. Силуану Афонскому обратился человек, который имел проблемы с чревоугодием, преподобный посоветовал ему записывать на листочке, сколько чего было съедено, и с этим листочком идти к духовнику. Но человек сказал, что он не может этого сделать…

К общению с духовником надо подходить, понимая разницу между духовником и психологом. Пусть психиатры смеются над этим, сколько угодно, но иногда страсти инициированы действием инфернальных сил. Когда человек на Исповеди открывает действие страстей – он получает Божественную помощь. Ему становится понятно: то, что было в его голове, в душе, в сердце – это был не он. Господь каким-то образом вразумляет человека, и действие страстей отступает.

В Исповеди есть такой момент, как откровение помыслов. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), к примеру, говорил, что мирским священникам лучше не браться за принятие такого рода исповеди. Но если сейчас не брать глубокий инфернальный момент, а говорить о более-менее обычных ситуациях, к которым относится и объедение, – то здесь нет особо сложных ситуаций, которые связаны с прошлым эзотерическим опытом, когда у человека появляются суицидальные голоса в голове и т.п.

Здесь можно привести в пример случай, произошедший со схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым), когда он ещё не принял монашество. Когда он жил в Оптиной пустыни в качестве послушника, ему стало очень нравиться есть сливочное масло. Он брал масло без разрешения и ел его; масло было чрезвычайно вкусным. Но когда он открыл это старцу, тот сказал: если ему ещё раз захочется есть масло –  пусть он скажет об этом старцу. Прп. Гавриил пошёл по обычаю есть масло и удивился: если раньше оно казалось ему необыкновенно вкусным, теперь оно оказалось совсем невкусным.

Я спрашивал духовника, как такое может быть. Есть заболевания, органические поражения мозга, а есть процессы, вызванные действием инфернальных сил. Люди, которые имеют в своей психике некую брешь, через которую в них входит зло, претерпевают трансформацию ощущений. Они реально могут есть свой кал, и этот кал может казаться им конфеткой, необыкновенно вкусным.

Если человек испытывает аномальные скачки возбуждения – возможно, за ними стоят те самые инфернальные силы. Наркоманы иногда испытывают такие ощущения при действии наркотиков, которые не могут быть вызваны самими наркотиками. На каких-то этапах они испытывают супер-обострённую, запредельную эйфорию. Через эту эйфорию их буквально сажают на крючок.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, применительно к науке его времени, что демоны могут воздействовать на кровь. Я спрашивал об этом одного нейрохирурга, и он согласился: процессы, которые протекают в мозге, регулируются действием слабых токов. По нейронной цепи проходят электрические сигналы. Есть даже установка, которая генерирует поле, попав в которое человек перестаёт говорить: в его голове блокируются зоны мозга, ответственные за речь.

Таким образом, с помощью слабых токов можно подавлять действие одних областей и стимулировать другие. Можно вызывать выброс определённых нейромедиаторов.

Свт. Игнатий упоминал: действие крови во время гнева одно, во время тщеславия – иное. Демонам возможно воздействовать на человека, играя на физиологии. Но кто приобщён действию благодати Святого Духа, у кого дух развит, тот не поддастся на эти уловки. Например, человек стоит рядом с коллегой по работе и вдруг начинает испытывать прилив крови. Его сердцебиение учащается как при гневе, хотя сам человек понимает, что в его уме нет никакого гнева. Тогда он не идёт в русле этих физиологически изменений и не вступает в конфликт. А тот, кто находится в состоянии суеты, чей ум не защищён действием благодати, ощущая прилив крови, учащённое сердцебиение, начинает думать, что он действительно гневается, вступает в конфликтную ситуацию.

Ведение записей, самоанализ

Действие определённых процессов напоминает голод. Когда человек сильно переживает – у него выделяются определённые вещества, что подтверждено исследованиями. Общий фон состояния, действительно, напоминает чувство голода.

Разницу между голодом и переживанием можно уловить, когда мы ведём дневники. Мы записываем, сколько съели, в чём-то исповедуемся. Постепенно мы отсекаем иллюзии, приходим к разумной мере, которой нам хватает для жизни, чтобы чувствовать себя хорошо. Многократно повторяя эту величину пищи и сладкого на бумаге, мы постепенно её запоминаем. И потом, когда мы, сидя за столом, испытываем аномальные скачки, давление мыслей: «Давай, ешь, ешь!», или у нас возникает чувство голода, то мы понимаем, что это чувство необоснованное.

Когда у человека возникает такое искушениеон может съесть несколько кастрюль, и пока он ест, он не ощущает массы съеденного. Но когда аномальный скачок возбуждения проходит, человека распирает, ему чисто физически не встать. Можно вспомнить случай, описанный в духовной литературе, про мальчика, одержимого демоном. Когда этот мальчик ел, всё съеденное им превращалось в пар, он никак не мог насытиться.

Ведя дневник, человек постепенно приходит к мере и обретает некую защиту от аномальных скачков.

Постепенность и соответствие точке духовного развития

Кто-то из тех, кто имеет медицинскую практику, считает, что нужно отказываться от сахара полностью. Но развитию человека свойственна постепенность.

По мысли прп. Иоанна Лествичника, если человек приобщён благодати Святого Духа, то он испытывает некое духовное удовлетворение, вследствие чего его не тянет забивать себя пищей. Если же мы, как говорил один духовник, испытываем духовное опустошение – то хотим заполнить себя пищей. Мы ошибочно интерпретируем свой симптом.

В стоматологии есть термин «радиация»: у человека болит один зуб, а кажется, что болит другой. Если человек проработал весь день в суматошном темпе, то в конце дня чувствует опустошение – его душа оскудела благодатью, рессеялась. Но ему кажется: если он натолкает в себя тяжелую мясную пищу, например, то успокоится.

Отдельный разговор о том, как успокаиваться духовно. Об этом был цикл бесед «С чего начать христианскую жизнь», а именно 4-я беседа о выгорании, о том, как восстановиться после суматошного дня.

Если человек после рабочего дня в течение получаса проходит духовный путь он вдруг понимает, что дикое чувство голода пропало. Ведь это было чувство голода духовного, это было некоей «радиацией», навеянной инфернальными силами.

Все люди находятся на разных стадиях духовного развития. Те, кто уже пережил приобщение благодати Святого Духа, чья психофизическая полнота стала более ориентирована на связь с Богом, находятся в состоянии приобщённости к благодати более длительное время, без перерывов. Пост для них приобретает другое значение. Они естественным образом испытывают тягу к посту: подчиняя своё тело духу, они всё более укрепляют свою связь с Богом.

Но если человек, пусть даже верующий, ощутимо не пришёл к этой связи, он не может и испытать это ощущение, каким оно проявляется для человека, находящегося в состоянии приобщенности благодати Святого Духа. Тогда пища может являться чуть ли не единственным утешением человека.

Советую почитать главу из прп. Аввы Дорофея «О чревоугодии» (поиск по словам гортанобесие, чревобесие). Чревобесие – стремление к наполненности, гортанобесие – стремление к вкусному. А также главу из «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника «О любезном владыке чреве», о которой уже говорилось ранее.

Если человек не пришёл к духовной приобщённости благодати Святого Духа и просто волевым усилием отсечёт себя от сладкого – долго продержаться он не сможет.

Один человек мучился приливами тяги к сладкому и спросил духовника: может, стоит вообще отказаться от сладкого? Духовник ответил, что ему это не под силу. Лучше определить здоровую меру, и, если мера определена, человек может избежать хаоса. Хочется броситься на булочки и конфеты, но человек, испытав себя, знает, что чувствует себя спокойно, съев вечером одну булочку и 3-4 конфеты. Тогда он может сказать: «Сейчас я спокойно реагирую на обилие сладкого, потому что съем его в то время и в том количестве, в каком считаю нужным». Человек демонстрирует главенство духа. Тогда потребление сладкого, вписанное в определённый контекст, не приводит к хаосу.

У человека, не достигшего определённой меры, отречение от сладкого может вызвать некое уныние. Конечно, уныние может быть побеждено пониманием процесса, пониманием жизни…

Когда прп. Серафима Саровского сестры-монахини основанной им обители спросили об унынии, он посоветовал им держать хлебушек, сухарики под подушкой. Его совет не отвергает мысли прочих духовных авторов: уныние действительно побеждается и рукоделием с молитвой, и псалмопением. Но надо учесть, что сестры, которые спрашивали это, уже делали всё, что предполагает духовная жизнь.

Уныние, при том, что человек молится, читает Псалтирь, может быть вызвано однообразием трудов, однообразием пищи, просто усталостью. Если человек недоедает духовные люди могут преобразовывать это в совершенство, реагировать на ситуацию, когда они недоели, молитвой и духовным восхождением. Но не достигшие такого духовного уровня начинают уходить в минус, печалиться. Если интерпретировать слова прп. Серафима на современный лад, можно где-то и съесть сладкого в разумной мере, заранее определённой.

Развитие в воздержании и в посте должно быть постепенным. По мере духовного возрастания человек начинает испытывать внутреннюю потребность всё больше стабилизировать свой образ питания, потому что он понимает: будет есть много сладкого – не будет духовной жизни.

Как говорил один пьющий человек: «Мне очень хочется выпить, но не пить мне хочется ещё больше». Он знает, что если сейчас выпьет, потеряет связь с Богом, его душа погрузится во мрак.

Так человек понимает: если он опять сорвётся на сладкое то не сможет молиться, помрачит свой ум, который созерцает окружающий мир, не сможет испытывать любовь к людям, чувствовать связь с Богом. Ум, через который он ощущает эту связь, помрачится. Человеку этого не хочется.

Постепенно, по мере духовного возрастания, человек испытывает потребность упорядочивать и свою область питания. А если начать завинчивать гайки в области питания без духовного роста какое-то время можно выдержать на морально-волевых усилиях, но духовно человек будет не готов к этому, последует срыв.

Свт. Феофан Затворник в книге «Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться?» описывал одну женщину, барыню, которая захотела духовно развиваться, но хотела сделать это напором на внешние условия. Своей служанке она дала распоряжение, чтобы та готовила невкусную постную пищу. Какое-то время она продержалась, но в итоге сорвалась.

После срывов люди часто уходят в обжорство. Очень важна внутренняя потребность человека, осмысленное желание всё более приближаться к идеалу воздержания.

В этих мыслях что-то повторено из статьи «Объедение. Что делать, когда ничего не получается»

Были и беседы о влечении к еде и к голоду

Влечение к еде и голоду: 1. Насыщение ума и сопрот. объедению, гордость и неспособн. Сопротивляться;
Влечение к еде и голоду: 2. От анорексии к булимии, выход: не ст. самоконтроль, ск. Переинтерпретация;
Влечение к еде, голоду: 3. Анорексия, фильм “Реквием по мечте”, одиночество и выход через милосердие.

Сперва духовное, затем телесное. Добрый навык, противный страсти

Один духовник советовал настроить свой режим так, чтобы вначале шло духовное, а потом – телесное. Например, перед обедом читать Евангелие, если не получается главу – то хотя бы одно зачало. Есть приложение для смартфона “Православный молитвослов”, где на каждый день прописано Евангелие, которое читается за Богослужением.

Человек напитывается духовными смыслами и обнаруживает: когда ум напитан духовным, тело не так буйствует

Очень важно каждый день читать Псалтирь. Когда человек это делает, помыслы и страстные желания (это касается не только еды) не так его донимают.

Если у человека сформировался какой-то дурной навык – ему нужно противопоставить другой навык, положительный. Если есть страсть – ей надо противопоставить навык добродетели, в данном случае с невоздержанностью – воздержание. Воздержание подразумевает не только пищу. Этот навык куда шире, например, – в гневе не кидаться на обидчика. Так поступая, человек приучает себя не идти в русле хаоса.

Здесь применимы пять навыков, о которых часто говорится в беседах: пост, послушание, молитва, любовь и режим.

Борьба через понимание. Немного о физиологических и хим. процессах

Кто-то считает, что от сладкого надо отказаться в принципе, потому что сахар – это наркотик. Один врач, который работал в Штатах, говорил, что в тамошних магазинах трудно купить даже просто орехи без сахара – всё полито сладким. Некоторые считают, что обилие сладкого – это форма наркотизации населения. Таким образом люди пытаются компенсировать свою тревожность. Как считает этот врач, не столько люди ищут самого шоколада, сколько действия на организм сахара в нём.

Кто-то ведь считает, что вещество, содержащееся в шоколаде, каким-то образом участвует в метаболизме, способствует образованию серотонина, который кем-то называется гормоном счастья; но здесь нужно учесть, что серотонин отвечает не за положительные эмоции, а за подавление центра негативных эмоций. Если у человека слишком много негативных эмоций, надо ставить вопрос не о том, почему у человека мало серотонина, а о том, почему у него настолько развит центр негативных эмоций. Может, он злится, осуждает других, может, у него развит негативизм по отношению к жизни. Нужно разбираться в этом.

Известно, что в кондитерские изделия добавляют не сам сахар, а заменитель. Речь идёт о летучих полисахаридах, особенность которых в том, что они мгновенно всасываются в кровь, забирают на себя весь инсулин, вещество, которое должно участвовать в переработке сахара, но не дают человеку глюкозу. Человек испытывает потребность в сладком, съедает что-то, в надежде, что чувство тяги уляжется. В итоге – теряет инсулин, но глюкозы не получает. Потом, когда он ест обычную свою еду, например, чуть подслащенную кашу, – эта доза воспринимается организмом как атомная. Потому что в организме нет инсулина даже для переработки этой небольшой дозы.

Есть идея, что эпидемия сахарного диабета связана, в том числе, с обилием потребления кондитерских изделий именно на основе сахарозаменителей. Надо учесть, что у организма есть механизмы адаптации. Если есть сладкое после приёма основной пищи – это будет не столь страшно. Но, конечно, неверно заменять плиткой шоколада целый обед.

Понимание таких моментов может не давать страстям развиваться. Когда мы видим на прилавках обилие сладкого – мы должны помнить, что за возбуждающими воображение образами стоит история с летучими полисахаридами.

Помимо того, причина потребности человека есть сладкое может возникнуть в результате развития специфической микрофлоры и кандиды. Одна девушка рассказывала, как сдала анализы на микробиотический состав, где обнаружилась тьма кандиды. Речь идёт о неких микроскопических бактериях, которые питаются живой глюкозой. Кто-то считает, что наша обширная нейронная сеть связана и с пищеварительным трактом. Я не физиолог, и рассказываю то, что отдалённо уловил. Эта нейронная сеть называется вторым мозгом. Каким-то образом микрофлора посылает человеку сигнал – и ему хочется есть сладкое, чтобы удовлетворить потребности не самого человека, а этой микрофлоры. В частности, эта девушка рассказывала, как она стала переходить на овощи: первые четыре дня воздержания от сладкого были мучительными, но потом она успокоилась. Видимо, микрофлора унялась.

Так полезен сахар или нет? Что говорит наука?

Один военный врач говорил, что армейская мера сахара в пересчёте на чайные ложки равняется примерно семи ложкам. Этой меры достаточно для здорового мужчины, выполняющего определённые задачи, связанные с весьма интенсивной деятельностью, тяжёлыми физиологическими нагрузками. Человек должен понимать: если он ест сладкое ложками – это явное действие страсти, а не потребность организма.

Сахар – это некое искусственное образование, синтезированное относительно недавно. Каким-то образом раньше люди столетиями обходились без сахара. Хотя, как говорил один человек, все медицинские рассуждения о том, что не нужно есть сладкое, опровергаются реальной жизнью. Человек не ест сладкое или солёное, чувствует себя угнетенно, а съест немного сладкого – чувствует себя нормально.

Наука стала идолом: люди отбрасывают веру, этику, заменяя всё наукой, заявляя, что у них научное мировоззрение. Но, по мнению одного философа, наше время показало, что научное мировоззрение не настолько однозначно и просто. Даже в отношении сладкого и солёного. Деятели науки показывали спектр мнений насчёт сладкого и солёного: стоит их есть или не стоит. Со временем мнения изменяются на диаметрально противоположные. Одни говорят – можно, другие – нельзя, и каждый подкрепляет своё мнение множеством исследований и данных.

Кто-то считает, что без сахара вполне можно обойтись. Сахар есть во многих продуктах. Обретая навык, имея понимание процессов, человек может прийти к разумной мере. Со временем можно привыкнуть жить без обилия белого порошка, позволяя себе в меру.

Есть такое ощущение: ты вроде бы уже сыт, и есть не хочется, но что-то не даёт тебе встать из-за стола, будто ты недоел. Здесь можно съесть десерт, а если и тогда не наелся – можно съесть и второй, но в виде исключения. Это не значит, что каждый день надо заканчивать обед двумя десертами.

Здесь нет места технологическому взгляду на человека: всё, что человек делает, он пропускает в свою совесть и на выходе смотрит: испытала ли совесть ущерб после этого поступка? спокойно или неспокойно себя чувствует? Если человек видит, что после какого-то поступка мира в душе нет,значит, что-то было сделано неправильно. В итоге человек находит некую конфигурацию, при которой мир сохраняется, хотя, может, она и не целиком вписывается в существующие научные понятия и рекомендации диетологов. Он съедает какую-то часть сладкого, но при этом чувствует себя спокойно: и мир не нарушается, и физически ему хорошо. Это мера конкретного человека.

Ну, а если в твоем присутствии, показывая на тебя пальцем, произнесли такое слово инсулинорезистентность, то стоит еще раз пересмотреть свое отношение к сладкому.

Некоторые советы духовных авторов

Есть много высказываний духовных авторов, которые подойдут под данный условный заголовок «преодоление страстей через понимание».

Свт. Димитрий Ростовский наставляет: человек много раз испытал, что погружение в охоту за пищей в надежде получить от неё удовольствие ни к чему не приводит.

Прп. Иоанн Лествичник советовал во время скачка возбуждения за приёмом пищи вспоминать тот уксус, которым был напоён Христос во время своих крестных страданий.

Один духовник советовал в такой же ситуации вспоминать то, во что превращается еда через какое-то время.

Но надо отметить, что речь здесь идёт не об увлекательной игре ума, не о силе воображения, а скорее о том, что можно назвать созерцанием. Святые отцы аккуратно относились к идее воображения. Некоторые люди, воспитанные на современных идеях психологических концепций, могут не совсем корректно усвоить данные идеи. Они могут начать стимулировать воображение, считая при этом, какие они находчивые и сообразительные. Здесь же речь идёт о представлении, которое укореняется вследствие долговременного опыта.

Также можно вспомнить преподобного Елеазара Анзерского, Соловецкого: когда ему очень захотелось рыбы, он положил её перед собой и несколько дней наблюдал, как она разлагалась. Когда она испортилась, он сказал себе: теперь, если хочешь – можешь её съесть. Так он приучал себя не доверять помыслам и импульсивным желаниям.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) в книге «Отечник» описывал одного аскета, который подвесил огурец, который ему хотелось съесть, и смотрел на него.

Эти примеры современному читателю могут показаться абсурдными. Но, как можно предположить, здесь речь идёт о тренировке воли. Если человек сумеет победить себя в малом – то сумеет победить себя и в великом. Сможет победить свой страх, который пытается загнать его в аномальное состояние.

Стоит учесть, что скачки эмоций, связанные с едой, делают нас несчастными. Тем, кто это не испытал, трудно понять, насколько это мучительно, когда человек думает только о еде. Может быть не в радость даже встреча друзей, к примеру.

В упомянутой статье про объедение приводился случай, когда один молодой человек, подверженный страсти обжорства, сидя за столом за увлекательной беседой с товарищами, не мог радоваться процессу, потому что у него была припасена еда, которую он хотел съесть по возвращении.

Это очень мучительный процесс, когда человек навязчиво думает только об одном. Притом, когда человек достигает своей цели, реализует её, он особо ничего не получает.

Есть такая мысль: как птица летит по небу, не оставляя следа – так и память о прошлых удовольствиях не оставляет следа.

В этих примерах речь шла не об убийстве самого чувственного аспекта (хотя мы не знаем, может, аскеты вели речь и об этом). Но если мы боремся с объедением, ориентированно на мирян, надо сказать, что духовные авторы не отвергали самого чувственного мира, который можно познавать в красках и ощущениях.

Греховно ли наслаждение? Культура употребления пищи

Один из авторов «Добротолюбия» ставил вопрос: греховно ли само чувственное? Ссылаясь на описание в книге Бытия искушения первых людей, он говорит, что чувственное само по себе не является злом. Хотя, есть разные толкования насчёт того, что же являлось плодом, который Сатана предложил первым людям. Обилие этих толкований не должно смущать: речь идёт не о взаимоисключающих идеях, а о друг друга дополняющих. Не отвергая иных толкований, этот автор говорит: обращение к чувственному не греховно тогда, когда является ступенькой к чему-то высшему.

Здесь стоит сказать, что такое грех. Некоторые ошибочно считают, что грех – это некоторое закостеневшее понятие, которое было введено в прежние века людьми, заключёнными в «догмы».

В переводе с греческого языка, слово «грех» означает «мимо цели». Человек делает нечто – и его деятельность уходит мимо цели. Человек, страдающий обжорством, тратит огромное количество денег, пища не приносит ему никакого удовольствия. На почве обжорства у него возникает депрессия, страсть заслоняет всё остальное.

Святитель Василий Кинешемский в своей книге «Беседы на Евангелие от Марка» описывал подобную ситуацию. Один состоятельный человек, преданный этой страсти, выписывал себе разные кушанья. Когда он истощил на свою страсть всё богатство, он купил каплуна, приготовил его и покончил собой. Куда была направлена жизнь этого человека? Она прошла мимо цели. Человек потратил время, ресурсы, своё внимание. Но вся его деятельность была направлена на то, что после своей реализации не оставляет ощутимого следа.

Итак, автор «Добротолюбия» говорит, что чувственное является грехом тогда, когда человек фиксируется на чувственном самом по себе. Но вполне нормально, если человек видит какой-то плод и изумляется Божественной премудрости, благодарит Бога, что сейчас у него есть возможность этот плод вкусить, удивляется, как Бог создал такую красоту. Может, даже, для него этот плод – возможность поделиться радостью с близкими. Тогда чувственное является ступенькой к чему-то большему. Оно включено в контекст и, при наличии контекста. аномальные скачки эмоций сглаживаются, потому что малый сектор жизни человека вписан во что-то большее. Другие части жизни уравновешивают этот сектор.

Подробнее – в ответе «Вера и социальная жизнь. Духовность, радость и предметный мир».

Когда человек ориентируется на еду саму по себе – он достаточно быстро истощает этот процесс. Одна светская исследовательница говорила: культура помогает не истощиться аппетиту. Когда у человека есть культура, даже приём пищи встраивается в контекст: это и молитва перед едой, и ожидание ближнего к совместному приёму пищи, и радость от общения за столом. Огромное значение в жизни человека имеет видеть другого рядом с собой за столом.

Когда дома каждый питается отдельно, получается, что каждый живёт в своём углу. Люди встречаются только возле туалета…

Один молодой человек рассказывал: когда он стал восстанавливать пошатнувшиеся отношения с сестрой, он начал с того, что просто стал её ждать к ужину. Он звонил и спрашивал, где она, когда будет дома. Она удивлялась: что случилось? А тот отвечал, что просто собрался поужинать и будет ждать её. Было заметно, что ей было очень приятно, что кто-то её ждёт. Можно предположить, что человек уже иначе шёл домой. Одно дело просто идти домой, и другое – зная, что тебя там кто-то ждёт и не ест, пока ты не придёшь.

Совместный приём пищи порождает чувство единства, особенно если подкрепляется молитвой. К тому же, молитва очищает пищу. В наше время в продуктах очень много добавок, канцерогенов, консервантов. Господь сказал: «Аще и смертное испиют, не умрут» (Мк 16. 18). Хотя, конечно, он сказал и: «Не искусиши Господа Бога твоего» (Мф 4. 7). Если пища откровенно испорчена, или в ней очень вредные добавки, и есть выбор съесть что-то другое, или если у человека язва, и ему нельзя есть определённого рода пищу, – надо помнить, что нельзя искушать Господа. Другое дело – когда выхода нет. Тогда можно перекреститься, благословить еду, покушать то, что есть в наличии.

Крестное знамение очищает еду от вредоносных сил. Люди, которые готовят еду, могут ругаться матом, находиться в специфическом состоянии. Это заметно влияет на еду. Бывает, находишься в гостях, – и еда кажется удивительно вкусной. А бывает – еда не лезет в рот, хотя, вроде бы, всё в порядке.

Часто люди замечают, что в монастырях даже простая пища необыкновенно вкусна. Хотя она приготовлена не профессионалами, но приготовлена с молитвой, с благоговением. Повар воспринимает своё дело как служение другим, не с проклятием по поводу того, что вынужден стоять у плиты, а с пониманием, что через этот процесс он служит ближним. Как епископ служит своей епархии, как любой служит тем даром, который получил от Бога[1].

Когда эти факторы слагаются: и духовность, и совесть человека не обличает, и правило молитвенное им соблюдено, и старается поступать по чести, – тогда и еда очень вкусная. А когда на душе скребут кошки, человек живёт без молитвы, – и еда теряет вкус, не приносит ощущений.

Это не значит, что надо фиксироваться на вкусе. Здесь можно вспомнить светского автора Давида Митрофанова, который говорит: есть причина, а есть основание. Основание счастья – это движение к цели, избранной на основании значимого смысла, а причина для счастья – это употребление алкоголя.

Какова причина того, что чувственные вещи не приносят радости?

Когда у человека всё спокойно, и он старается жить по заповедям, то, даже не стремясь специально к наслаждениям, он получает радость, чистые моменты как в детстве, выражаясь простым языком, просто кайфует. Здесь можно вспомнить слова Петра Мамонова: «Искал в жизни кайфа, а в итоге нашёл Православие».

А если человек пытается насладиться едой напрямую, при этом теряя что-то важное в своей жизни, то он теряет и наслаждение от самой еды.

Вконтакте есть подборка «Великий Пост: быть человеком». К ней прилагается несколько ответов по поводу поста. В некоторых из них более подробно рассказывается о том, о чём здесь рассказано вкратце. Там же о том, как сфера питания связана с человеком, с его сознанием, о том, что, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), пост служит не столько для тела, сколько для ума.

Один духовник говорил, что во время Великого Поста приходят самые светлые мысли. Когда телесные потребности встроены в разумный контекст, то ум человека освобождается от хаотизированных сигналов, становится способным генерировать конструктивные мысли.

Мы живём в эпоху, когда экономическое производство двигается не к повышениям объёма выработки продукта, а за счёт того, что кто-то генерирует идеи, которые позволяют улучшать, налаживать существующие процессы. Но даже свою жизнь человек не сможет осмыслить, если его ум находится в хаосе и волнении.

В книге «Чревоугодие, объедение, лакомство» схиархимандрит Гавриил (Бунге) говорил, что чревоугодие побеждает тот, кто готов отказать себе в достаточно малом количестве. Бывает, человеку хочется есть много, ему не остановиться. Чтобы остаться победителемнадо воздержаться от совсем малого. Тогда общее впечатление у организма остаётся таково, что некая узда всё-таки есть. Сознание сохраняет свою ведущую функцию.

Практический момент, как реализовать эту идею. Один духовник говорил: если чувствуешь, что не наелся,можно приступить к пище ещё чуть позже. Бывает такой ажиотаж, что хочется без конца есть, потому что чувствуешь себя голодным. Но, возвращаясь к началу ответа, если видишь, что мера уже съедена, а чувство насыщения ещё не наступило – прекращай. Святые отцы учили вставать из-за стола тогда, когда сохраняется ещё лёгкое чувство голода, когда ещё хочется молиться. Но здесь есть и момент уныния: если человек не готов к чувству голода, то от него от начнёт унывать. Надо сообразовывать с духовной мерой своей.

Можно сделать средний шаг: встать из-за стола, но с пониманием, что буквально через 15-20 минут ты съешь что-то ещё. Или просто отодвинуть от себя тарелку и взять паузу. Тогда эмоциональный ажиотаж уляжется, волна пройдёт, и, если мы всё же съедим что-то ещё, чтобы «добрать», – то мы съедим гораздо меньше, чем если бы продолжали есть сразу. Тогда хватит буквально нескольких кусочков, чтобы наесться. Когда волна пройдёт – мы начинаем понимать, где находится последний кусочек, который съедать уже не надо.

Тогда мы и чувствуем сытость, и совесть не обличает, и молиться можно. А чтобы разрушить этот баланс, хватит и одного кусочка – если поступить по страсти, кинуться на еду.

О гордости

Часто, переедая, человек может впасть в большие страсти. Всё начинается не с гордости, а с чревоугодия. Но, как говорил прп. Паисий Святогорец, бывает, объедение имеет духовную причину в гордости. Гордому человеку Господь попускает впадать в объедение. А если человек смирен, мирен, – его и не тянет объедаться, потому что его душа находится в состоянии равновесия. В некоторых случаях это правило работает.

Прп. Иоанн Лествичник выделил чревоугодие как начало зол, но, с другой стороны и прп. Авва Дорофей говорит, что не знает другого падения, кроме как своеволие. Это надо иметь в виду.

Себялюбие, неразумная любовь к своему телу выделяется святыми отцами как корень всех зол. Отчасти себялюбие можно сопоставить с гордостью, с обожествлением собственного «Я».

У Александра (Ельчанинова) есть хорошая статья о гордости. Первые люди должны были стремиться к Богу, но в результате грехопадения впали в самовожделение (фиксация на себе).

В таком состоянии человек ценит только собственные ощущения, и тогда он легко заражается культом еды, потому что не имеет навыка отрываться от своих ощущений. Собственные ощущения для него важны прежде всего, для него нет никаких мотивов для того, чтобы отказать себе в чем-то вкусном.

Ещё немного о сладком

Как уже было сказано, вряд ли у человека получится единократно волевым усилием обрубить тягу к сладкому (в том случае, если человек действительно зависим от сладкого, страдает от этого).

Но, возрождая духовную жизнь, человек становится способным усваивать Божественную благодать. Как бы вкушая Божественную сладость, у него появляется возможность отойти от сладости земной. Она теряет над ним свою власть и очарование.

Может, не получится одним рывком вырваться из тяги к сладкому. Надо подумать, каким образом тягу к сладкому встроить в разумную потребность. Лучше не начинать день со сладкого. Если у человека днём возникает тяга к сладкому, так, что его трясёт, нужно вспомнить важный принцип: нельзя сразу делать то, к чему у тебя возникает страстная дрожь. Наше усилие входит в резонанс со страстью. Так возникает принцип моста. Когда солдаты идут по мосту, ритм их шага попадает в резонанс с колебаниями моста, и мост разрушается.

Если идти в русле ажиотажа, страстный порыв усиливается и закрепляется в нейронных центрах. Впоследствии человек будет страдать ещё сильнее, встречая предмет страсти.

Если человек не делает паузу, пытается насытиться во время ажиотажа, ему может не хватить и кастрюли. Он поглощает еду как в стишке: «Робин Бобин Барабек скушал сорок человек…» А если он подождёт минут 15 – волна спадёт, и ему может хватить совсем немногого, чтобы успокоится.

Даже в том случае, когда человек порабощён страстью, когда воля его блокирована, – действуя таким образом, он обретает возможность тренировать свою волю. Он ждёт 15 минут – и в течение этого времени его воля тренируется.

О тексте и беседах на тему еды, объедения и влечения к голоду

В цикле бесед «Влечение к еде и к голоду» применительно к реальной жизни, рассматриваются не только явления, ассоциирующиеся с аскетической литературой (объедение). Рассматриваются и такие явления, как анорексия, влечение к голоду.

Беседы поддерживаются текстом «Объедение: Что делать, когда ничего не могу с собой поделать? Ч. 1».

См. также текст «Похудание, анорексия, булимия, молодые девушки».

1.1. Насыщение ума и сопротивление объедению, гордость и неспособность сопротивляться: Аудио, Видео;
1.2. От анорексии к булимии, выход – не столько самоконтроль, сколько переинтерпретация: Аудио, Видео;
1.3. Анорексия, фильм «Реквием по мечте», одиночество и выход через милосердие: Аудио, Видео
2.1. АНОРЕКСИЯ. Схемы мышления. У всех своя история. Картина мира. Что есть грех? Аддикция, принципы;
2.2. АНОРЕКСИЯ, БУЛИМИЯ. 5 навыков в помощь при разных аддикциях. Модели поведения. Ложные восприятия;
2.3. АНОРЕКСИЯ, ОБЪЕДЕНИЕ. Заорганизованность. Прочие стороны не развиваются. Голод в местах заключения.

[1] Преп. Никон описывает случай, рассказанный им его учителем – старцем Варсонофием.

«Характерная черта многих святых: позвать гостей, радушно принять их и угостить – замечалась и у преосвященного Афанасия [Архиепископа Казанского]. Он любил в праздники позвать к себе гостей.

Так и было однажды. После обедни сразу из церкви с гостями он приходит к себе. Попив чайку и несколько побеседовав с гостями, Преосвященный предложил им пообедать.

Приказав келейнику подавать обед, он с гостями сел за стол. Подают огромную, прекрасно приготовленную щуку. Посмотрев на нее, Владыка говорит:

– Ее кушать нельзя, она проклята.

Все несколько удивленно посмотрели на Преосвященного.

– Она проклята, ее есть нельзя,– повторил Владыка. Призывает келейника и приказывает убрать ее со стола. Тот даже не решается убрать. Тогда Преосвященный велит позвать повара. Тот приходит. Владыка смотрит на него и, замечая завязанный палец, спрашивает:

– Что у тебя с пальцем?

– Порезал нечаянно, Владыка святый.

– А что ты при этом сказал?

– Простите, Владыка, я сказал: чтобы ты была… нехорошо сказал.

– Ну, вот видишь, теперь ее есть нельзя. Эту бросьте, а другую надо приготовить.

Вот видите, даже проклятие простого человека – повара, так сильно действует…

– Собственно, Батюшка,– спросил я,– непонятно, как это узнал владыка Афанасий, и почему нельзя после проклятия есть?

– Проклятие повара произвело в рыбе какие-то изменения, которые Преосвященный заметил своими прозорливыми очами. Вследствие этих изменений нельзя стало кушать рыбу. Этим объясняется, почему в миру, в богатых домах, в самых дорогих кушаньях нет того вкуса, который мы ощущаем в наших кислых щах: там все делается без молитвы, с руганью и проклятиями, а у нас в монастыре с молитвою и благословением».

Тип: Соловецкий листок