-
- События
-
Авторские галереи
- Диакон Николай Андреев
- Валерий Близнюк
- Сергей Веретенников
- Николай Гернет
- Анастасия Егорова
- Вероника Казимирова
- Иван Краснобаев
- Виктор Лагута
- Монах Онуфрий (Поречный)
- Валерия Решетникова
- Николай Петров-Спиридонов
- Михаил Скрипкин
- Геннадий Смирнов
- Сергей Сушкин
- Надежда Терехова
- Антон Трофимов
- Сергей Уткин
- Архимандрит Фаддей (Роженюк)
- Георгий Федоров
- Сергей Яковлев
- Град монастырский
- Дни Соловков
- Кресторезная мастерская
- Летопись возрождения
- Монастырский посад
- Пейзажи и путешествия
- Святые места глазами Соловецких паломников
- Скиты, пустыни и подворья
-
- Андреевский скит
- Голгофо-Распятский скит
- Никольский скит
- Савватиевский скит
- Свято-Вознесенский скит
- Свято-Троицкий скит
- Сергиевский скит
- Исааковская пустынь
- Макариевская пустынь
- Филиппова пустынь
- Архангельское подворье
- Кемское подворье
- Московское подворье
- Петербургское подворье
- Радово-Покровское подворье
12 июля 2023 г. Три принципа научения, воспитания, общения
В день памяти апостолов Петра и Павла вспоминается одно описывающее их произведение, где приводилось следующее противопоставление.
Один проповедник, желая говорить христианам, вел речь о страшных муках, что все грешники будут гореть в аду, – и через это ввергал людей в отчаяние.
Апостол Павел умел проповедовать мудро: давая людям надежду, направляя их на конструктивный путь.
В таком подходе, как у апостола, есть очень важный момент, о котором забывают родители при воспитании: «не говори как не надо – говори как надо». Как не надо, как опасно, рискованно – знаем мы все. Но как правильно, конструктивно – это известно немногим.
Когда в религии делается перевес на такие темы как приход антихриста, ожидание страшных мук, кар и казней – происходит деформация духовной жизни. Начинается уныние. Приходит отчаяние. Случается и вовсе отпадение от Бога.
Мы знаем, что так появился и протестантизм. Мартин Лютер с детства был охвачен идеей, что Бог – это некий карающий Судья, который только для того и сидит на Небесах, чтобы покарать какие-то твои отступления. В итоге это привело его к протесту, отрицанию монашества…
Также и дети из таких семей, где родители начинают злоупотреблять идеей Бога (можно услышать даже что-то вроде «кушай кашку, иначе тебе Бог ушко откусит»), – у таких детей возникает представление о Боге не как о любящем Отце, но как о некоем злодее.
Естественно, на каком-то этапе возникает протест, потому что родители укрепились в своей определенной форме религиозной жизни, «закостенели» – им это комфортно. Им непонятно, почему мальчик хочет бегать, неприятно, что приходит с разбитым носом. Все поступки ребенка называются глупостью, что вызывает взрыв протеста. Вплоть до ухода из Церкви, оставления доброй жизни, смены пола и какого-то разрушительного поведения.
Как говорил иеромонах Серафим (Роуз), христианство настолько всеобъемлюще, что человек, протестуя против него, не может остановиться в какой-то разумной форме поведения. Если начинает протестовать – отрекается вообще от всего.
Второй момент, который упускают родители, также виден в жизнеописании апостолов. Апостол Павел однажды обличил апостола Петра в неправильном поступке, но между ними не возникло никакого конфликта – на иконах мы видим их обнимающими друг друга.
Павел не просто обличил Петра на основании иудейских принципов, свойственных определенному кругу людей, но вразумил его на основании какого-то общепринятого с ним свода правил.
К сожалению, родители, хотя и руководствуются желанием блага своим детям, порою излишне переусердствуют, говоря, что вот здесь ты поступил неправильно, здесь неправильно… Непонятно тогда – где же вообще правильно, если всё не так? Но главная ошибка – родители не обосновывают в чем именно заключается эта «неправильность». Например, говорят: «мне не нравится, что ты оделся в розовый цвет». В чем же здесь грех?
Родителям также нужно прийти к тому, что есть определенные духовные законы – и не только над детьми, но и над самими родителями, и все находятся под действием этих законов.
Если в семье присутствует это общее поле смысла, духовных законов – тогда родители могут, не рискуя получить затяжной конфликт, сказать ребенку: это не моя личная точка зрения, но вот такое твоё поведение – это нарушение определенного принципа, которое неминуемо приведет к определенным последствиям. Тогда дети, может, и будут недовольны, но всё равно они смирятся. Протест у них не возникает, так как они понимают, что родители их обличили не по личным мотивам (если и возникает, то есть шанс, что не он примет радикальной формы).
Это пространство духовных законов актуально всегда, оно позволяет нам кому-то другому что-то поставить на вид, но человек смиряется, понимая, что здесь все по-честному. И если завтра он в нас заметит что-то неправильное – на основании тех же законов он сможет сказать что-то и нам, сделать замечание, разрешить вопрос.
Когда в семьях есть это обращение к общим смыслам – то даже в случае, если у ставших взрослыми детей интересы расходятся с родительскими, все равно до конца жизни они могут хорошо общаться, так как у них есть пространство смыслов, где они могут встретиться.
Третье, что был в жизни апостолов, чему они наставляли и что хотелось бы выделить.
Апостол Павел писал, что учил людей день и ночь. Такой его подход и показывает опровержение протестантского учения о том, что одной только Библии достаточно для спасения.
Игумен Никон (Воробьев), обращаясь к священникам (это же можно отнести и к родителям), говорил, что задача – не просто «стать книгой», процитировать что-то, а конкретному человеку в данных обстоятельствах объяснить, как та или иная заповедь, тот или иной принцип работают.
Иногда, может, это стоит объяснить нецерковным языком, подобрать примеры из окружающей жизни, но самое главное – это учить человека думать.
Те религиозные семьи, где детям просто пытались дать готовую форму, заранее объявив, что –хорошо, а что – плохо, что – черное, а что – белое, могут прийти к упадку.
Пока дети еще живут в готовых формах – они более-менее ориентируются. Но когда они начинают, например, учиться в институте, у них появляется своя семья и т.д. – у них меняются условия, а ведь их никто не учил, как эти заповеди применять к меняющимся условиям. Тогда их сносит течением и уносит еще сильнее, чем детей из семей неблагополучных, где родители пьют, по квартире ходят раздетыми и т.д. Потому что в тех аномальных семьях есть хоть какие-то понимания, какая-то адаптация к чрезвычайным ситуациям. Но человек, живший в семье, вроде бы, правильной, но вдруг попавший в изменившиеся условия жизни, вообще не знает, что делать – и тогда он еще больше падает, чем какой-то явный грешник.
Поэтому надо не просто цитировать, а объяснять, развивать в ребенке умение думать.
Также важно, что, когда родители начинают соображать – «как же мне ребенку объяснить те или иные вещи» – у них самих включается процесс мышления, соответственно, и сами они начинают больше понимать в жизни.
Один человек рассказывал, что когда пришел с работы, в состоянии довольно загруженном, его маленькая дочь попросила помочь собрать конструктор. Поначалу он раздражался: почему, мол, он должен заниматься такими мелочами, когда над ним нависают такие серьезные рабочие вопросы? Но все-таки смирился и, пока помогал девочке в сборке конструктора, ему удалось по-новому взглянуть и на свой рабочий процесс, найти выход.
Однажды во время русско-финской войны целая бригада танков пропала в лесах – антенны цеплялись за ветки, ломались и танки теряли радиосвязь, пропадали в болотах.
Товарищ Сталин дал поручение команде Куликова разработать антенны, на что Куликов ответил что через полгода года будет готово. Сталин сказал: за 3 дня! Иначе – трибунал, концлагерь и т.п.
Лаборатория Куликова работала 3 дня без перерыва, сна и отдыха, но ничего не добилась.
Когда за Куликовым приехали, участь его ожидала действительно суровая – тогда не церемонились, расстреливали достаточно быстро.
Он, собираясь, бросил прощальный взгляд на сына. Сын, подражая папе, тоже «инженерил»: взяв катушки для ниток, он продел в них веревки и возил этот «паровозик».
Куликова осенило как сделать антенны – на обычные антенны танка он закрепил такие же примерно катушки, как из-под ниток, натянул их – и, столкнувшись с ветками, такая антенна уже не ломалась, а сгибалась. Таким образом появилась его знаменитое изобретение.
Спас его жизнь, по сути, взгляд на ребенка – видимо, как раз потому, что с этим ребенком у него был контакт, что он объяснял ему что-то, занимался с ним.
Итак, всем, кому приходится заниматься с детьми, общаться с близкими, хочется пожелать: «не говорите, как не надо – говорите, как надо».